Первое слово «мама». В возрасте девяти месяцев ребенок способен стоять при незначительной поддержке, уверенно переступать, придерживаясь обеими руками за спинку кроватки, влезать на лесенку-горку, расширяется диапазон его возможностей в играх: малыш может катать мяч, поворачивать, надавливать и отпускать резиновую игрушку, вытаскивать одну вещь из другой. Игры ребенка надо всячески поощрять, постепенно их усложняя, находить время для общения с ним в игре. Очень хорошо малыши воспринимают игру с более старшими детьми. Девятимесячный ребенок может выполнять несложные движения, например, подавать руку или помахать ею, хорошо пить из стакана, повторять слоги вслед за матерью, подражая ей.
Позднее, на десятом месяце, малыш способен произносить и неизвестные ему слоги и звуки, также подражая взрослым, а с десяти месяцев начинает говорить первые слова: «мама», «дай», «баба», «дядя». В этом возрасте ребенок знает имена близких, «играет» в прятки — сознательно закрывает себе глаза платком или пеленкой, может отыскать и подать названную вещь, игрушку, ходить, придерживаясь руками, за передвигающимся предметом, например за коляской. В одиннадцать месяцев нормально развивающийся малыш должен твердо самостоятельно стоять, ходить, слегка поддерживаемый за руку, выполнять более сложные действия при игре: надевать и снимать кольца, накладывать один на другой кубики, произносить дополнительно новые слова, в том числе слова-обозначения («кс-кс» — кошка, «гав-гав» — собака). Годовалый ребенок способен произносить 10—15 слов, самостоятельно, без поддержки ходить, вставать, приседать, держать стакан и пить без посторонней помощи. Игра двенадцатимесячного малыша становится все более разнообразной, значительно повышается интерес к окружающему миру, ярче проявляются эмоции, сильно развито подражание. Приводим таблицы некоторых показателей развития Детей первого года жизни, с помощью которых удобно проводить оценку.