Важнейшее средство общения между пчелами — особые телодвижения на сотах, так называемые «танцы». Действительно, в этих движениях, как в настоящем танце, есть ритм, какие-то определенные фигуры, довольно четкие повороты, пробеги, кружения. Старые русские наблюдательные пчеловоды такое поведение насекомых называли пляской. Полагали, что пчела пляшет от радости, что идет хороший медосбор и гнездо наполняется свежим душистым медом.
Пчеловоды замечали, что эта пляска вызывает интерес у пчел, находящихся рядом. Они следуют за веселой энергичной пчелой, пытаясь повторить ее движения, притом делают это неоднократно. Как оказалось, танцующая пчела своими движениями передает сестрам определенную информацию. Притом этот язык движений, как теперь стало известно, пчелы отлично понимают. Одна танцами говорит, что нашла много цветущих растений и зовет пчел туда, а те, которые внимательно следят за ее движениями, не дожидаясь прекращения танца, покидают сот, направляются к источнику нектара или пыльцы и без провожатого, не блуждая, запомнив лишь то, что «рассказала» танцующая пчела-разведчица, находят источник. Многочисленными экспериментами установлено, что с помощью языка жестов разведчица способна указать на место расположения обильного источника корма и сообщить даже расстояние до него, известить о силе нектаро-выделения. В танце можно различить фигуры в виде буквы «С» или серпа, зигзагообразные, Ганец пчелы-разведчицы. 30 круговые, напоминающие букву «О», петлеобразные, очень похожие на цифру «8». Кажется, будто пчелы знакомы с алфавитом и цифровыми обозначениями и с успехом пользуются ими. Пока расшифрованы наиболее популярные среди пчел круговой и восьмерочный танцы. Танцевальной площадкой служит им не горизонтальная поверхность, а отвесный сот. Круговой танец исполняется, когда расстояние до цветущего массива не превышает 100 м от жилища, а восьмерочный — дальше. У пчел будто есть счетчик, который безошибочно определяет метраж. Притом, чем богаче нектаром цветущий массив, тем энергичнее и живее танцы. Если восьмерка исполняется спокойно и медленно, словно танцовщица устала, пчелы-зрители понимают — за нектаром надо лететь далеко. А как же разведчица сообщает о направлении полета?
Оказывается, ориентиром ей служит солнце. Пчелам оно всегда помогает. Ведь они хорошо видят ультрафиолетовые лучи, а значит, видят солнце даже тогда, когда оно закрыто облаками. Если пробег танца направлен вверх, значит, надо лететь от улья по направлению к солнцу; если вниз, то в противоположную сторону от него; если влево, то от солнца налево; если вправо, то лететь надо в ту же сторону от солнца. Но ведь солнце не стоит на месте. И пчелы, маленькие астрономы, это учитывают, делают поправки, изменяют солнечный угол и точно, как по компасу, указывают направление полета. Вот как подробно и точно смогли расшифровать ученые смысл танцевальных фигур медоносных пчел.
Танцовщица обычно охотно делится с пчелами нектаром, они ее ощупывают усиками, прикасаются к ней язычками. Аромат нектара, запах цветов, сохранившиеся на ее теле, помогают им найти нужные растения. В танце пчела издает ультразвуки, будто подпевает, но эти пульсирующие, неодинаковые по продолжительности и тону звуки, несомненно, имеют сигнальное значение. Учеными они пока не разгаданы. Загляните в гнездо во время обильного цветения нектароносов, приподняв хотя бы один сот. На нем вы увидите танцующих пчел. Они почти не обратят внимания на вторжение и инстинктивно будут кружиться или петлять, виляя брюшком в коротких пробежках. Даже по ним опытный пчеловод может определить направление полета за нектаром. Разведчицы оповещают и мобилизуют семью не только тогда, когда найден богатый источник нектара, но и когда обнаружен источник пыльцы, прополиса и даже воды, особенно когда она очень нужна. Танцовщицы роя сообщают ему о найденном жилище и зовут его в новый дом. Если пчелами разведки подыскано несколько дупел и из них надо выбрать самое лучшее, рой летит за той, которая танцует энергичнее и дольше, перетанцовывает других и все пчелы начинают исполнять ее танец. В сильной семье разведчиц значительно больше, чем в слабой.