Я также говорил о том факте, что в значительной степени наша психика контролирует нас, а не мы ее. Поистине это довольно глупо, что мы можем заставить свои части тела повиноваться нашим командам, но успех гораздо скромнее, когда речь идет о нашей психике. Я говорю не только о тех периодах, когда мы перенапряжены или у нас слишком много забот и хлопот, но и о «средних» днях, которые проходят почти незамеченными. Одна из немногих вещей, которые люди знают о Йоге, — это то, что она очень глубоко занимается психикой. Поэтому у меня нет намерения углубляться в изучение психики.
Меня интересует, как сделать нашу жизнь лучше, интереснее и эффективнее, а это зависит от того, как мы мыслим, в такой же степени, как и от того, как мы дышим. Мы так привыкли к тому миру, в котором живем, что редко останавливаемся, чтобы задуматься и спросить: «Почему?» Почему некоторые действия общественно приемлемы, а другие рассматриваются как странные? Почему мы совершаем поступки таким образом, а не иначе? Я попытался применить такой принцип ко многим аспектам жизни, начиная с того времени, когда мы встаем, и до того времени, когда мы ложимся спать. Я хотел бы рассматривать нашу психику с одной и той же точки зрения. Если мы остановимся на момент и попытаемся спокойно разобраться, скоро поймем, что, как это ни странно, мы позволяем нашей психике командовать нами. Давайте возьмем один вопрос: почему мы позволяем нашему сознанию лениться? Говорят, что мы используем вообще только небольшую часть нашего мозга и даже эту часть мы не полностью используем, позволяя ей реагировать замедленно и ни о чем не беспокоиться. Фактически мы очень мало знаем о самих себе, не говоря уже о своих друзьях или близких. Сядьте спокойно, расслабьтесь, как только это возможно, и затем попытайтесь проделать упражнение по методу глубокого дыхания, медленно и ритмично. Если это совершенно невозможно,, а с носом все в порядке, тогда, вероятно, ваши беспокойства и; тревоги настолько глубоки, что требуется медицинская консультация. Однако большинство людей, проводящих этот опыт найдет, что они способны выполнить элементарное глубокое-дыхание, а это, в свою очередь, указывает, что возможна некоторая степень помощи самому себе. Но вернемся к нашим страхам относительно изучения собственной психики. Методы простого расслабления и сосредоточения могут быть только полезными: они раскроют вам новый мир.
Если говорить об опасении, что прерывание потока, мыслей помешает решению текущих дел, то справедливо как; раз обратное. Мы должны дать две вещи своему сознанию; а) истинные периоды отдыха и расслабления, б) более сильное чувство дисциплины для успешной деятельности мозга вместо принятия шаблонных решений. Для нашей цели вполне достаточно рассмотреть только два аспекта: расслабление я3 сосредоточение. Научиться способности расслабляться является важным; первым шагом в достижении более счастливой и организованной жизни. Для очень многих людей это будет нелегко. Истинная причина будет, конечно, заключаться в том, что вы созпаете ту гпользу, которую дает вам расслабление, успешно даете указания своему мозгу, чтобы оп перестал мыслить или использовать ненужные отрывки информации в это время. Как долго вы будете находиться в «Мертвой позе», — решать вам самим. Как предварительное упражнение перед комплексом, оно может быть очень коротким — одна-две ми-руты уже дают лечебный эффект. Однако для получения истинной пользы от Йоги в более полном смысле, когда циклы упражнений, предназначенных только для психики, станут важной частью вашей жизни, вы можете находиться в «Мертвой позе» так долго, сколько захотите. Первоначально по меньшей мере пять минут будут казаться вам бесконечностью. Вы, очевидно, подумаете, что не сможете уделить этому столько времени, но если вспомните, как часто вы тратите пять минут без всякой цели, говоря себе: «Я должен посидеть и расслабиться на минутку», — вы поймете, какое это короткое время. Простое описание этой позы на многих людей может произвести просто комическое впечатление, но каждый, кто серьезно испытает ее, почувствует облегчение. Обычно дыхание должно быть равномерным, ритмичным. Благодаря этой равномерности и отсутствию особых требований к исполнению способность расслабляться повысится. Иногда утренняя процедура осознания своего дыхания помогает расслаблению. Слушайте, чувствуйте и ощущайте, как воздух входит в легкие и затем выталкивается из них. После того как расслаблепие станет для вас автоматическим (и, пожалуйста, имейте в виду. что случайное подергивание вначале является совершенно нормальным процессом ослабления напряженности), целесообразно перейти к методике глубокого дыхания с задержкой дыхания при полном вдохе и полном выдохе, которое не только освежает сознание, но и помогает массировать желудок и пищеварительные органы.
Хотя «Мертвая поза», вероятно, является наиболее эффективной для расслабления, она ни в коем случае не является единственной. И, действительно, вы убедитесь, что простое расслабление может быть достигнуто в любом положении. Конечно, можно полностью расслабиться в положении сидя, если только не сидеть, развалившись в кресле. Для хорошего расслабления позвоночник должен быть прямым, так что при расслаблении сидя держитесь прямо; если вы расслабляетесь в положении со скрещенными ногами (или принимаете позу Йоги «Лотос»), то также сидите прямо. Для вас это будет не только удобно, но вы обнаружите, что это стало автоматическим действием, и вы, очевидно, избавитесь от болей в спине, вызванных неправильным сидением. Самый простой метод для начала сосредоточения — это зафиксировать свой взгляд на простом, неодушевленном предмете. Потратив несколько минут на расслабление, сядьте удобно, но прямо и положите перед собой подходящий предмет: кусок камня, каменное яйцо, яблоко. Положите его таку чтобы вы могли его ясно видеть опущенными вниз глазами. Если вы сидите на стуле, то этот предмет можно положить на небольшой столик напротив на расстоянии полуметра или метра. Обычный метод на Востоке заключается в том, чтобы сесть удобно (но прямо), полностью расслабленно, с опущенными веками, а затем сосредоточиться на кончике собственного носа. Обычно вы больше осознаете его присутствие, чем ясно видите его (если только у вас не слишком большой нос!), так что на этот раз вместо сосредоточения на определенном объекте и анализе его, вы сосредоточиваетесь на впечатлении. Это частная форма сосредоточения, которая позволяет устранять разрыв между внешним и внутренним сосредоточением. Нос является внешним объектом, но тот факт, что вы больше ощущаете его, чем видите, обеспечивает внутреннюю сосредоточенность ума.
Отгоните все мысли, но никогда не прекращайте осознавать наличие своего носа. И в-третьих, это сосредоточение при помощи свечи. Поставьте свечу в положение, аналогичное тому, как я предложил для неодушевленного предмета: так, чтобы вы могли ясно видеть пламя слегка опущенным взором. Изучайте пламя, сосредоточьтесь только на нем. Когда чувствуете, что вы усвоили все, о чем могло «рассказать» вам пламя, закройте глаза и воссоздайте его в своей памяти. Задержите его там. Пусть ваше сознание продолжает видеть пламя все еще ярко горящим. Очень многие люди не пойдут дальше таких упражнений. Нет никакой необходимости более глубокого проникновения в этот предмет. Меня интересует практическая ежедневная польза для практичных людей. Конечно, раз испытав на себе пользу от практических занятий Йогой, некоторые люди захотят изучать этот предмет более глубоко, и для этого имеется немало хороших книг. Однако я хочу подчеркнуть, что простой подход к практической Йоге при помощи физических и умственных упражнений приносит большую пользу, и нет никакой необходимости уходить глубже в этот предмет. Мало кому из нас выдастся возможность по-настоящему изучать многие аспекты учения Йоги, а не ограниченный круг объектов, но это не должно помешать нам извлечь такую пользу, которая возможна.