Историки, которые будут жить в 2500 году, получат представление о фигуре женщины 20 века, просматривая женские журналы, пестрящие фотографиями изящных фигур. Очевидно, они решат, что все женщины прошлого выглядели именно так. Когда мы рассматриваем картины Рафаэля “Три грации”, Рубенса “Сирены” и обнаженные фигуры Ренуара, у нас создается впечатление, что все женщины, изображенные на полотнах, хорошо сложены и упитаны. Мы не знаем, хотели художники прошлого отразить характерные фигуры современниц или они запечатлели свой женский идеал. Так и сейчас женские журналы стремятся показать не типичный образ женщины, а мечту их читательниц.
Эталоны красоты
В реальной жизни мы, как правило, поклоняемся образам редким и исключительным. В прошлом люди думали, что полнота является признаком богатства и изобилия. Худые и тощие люди (их называли “истощенными”) были распротРаненным явлением. Наиболее пышные и крупные фигуры считались эталоном красоты. Поставки продовольствия носили случайный характер. ины, крестьянские бунты и плохие урожаи в любой мо- т могли привести к нехватке продовольствия и к голо- озможность питаться ежедневно и в достаточном коли- пи Ве ла неДоступной роскошью. Люди старались накопить немного драгоценного жира про запас. Продовольствие ои момент под давлением обстоятельств могло стать К излишнему весу относились как к “страховому полису на все случаи риска”, как к гарантии выжить в неурожайные года.
Поэтому отношение к полноте было положительным. Излишний вес расценивался как критерий хорошего здоровья и силы. Другими словами, женщины с достаточным запасом жира могли прекрасно выносить ребенка и их пышные бедра не испытывали никаких трудностей во время беременности. Подобная картина до сих пор наблюдается в странах Третьего мира. Ряд социологов, объясняя эволюцию эталонов женской красоты, утверждают, что они изменились в соответствии с новыми направлениями в моде. Другие полагают, что мода явилась отражением движения за новые формы самовыражения. В начале нашего столетия Пол Пойретс предложил отказаться от корсетов. Новшество понравилось, и женщины никогда впредь не прятали свои фигуры под пышными одеждами. Наоборот, их платья подчеркивали стройность фигуры и изгибы ее линий. Женская эмансипация, охватившая мир, привела к пропаганде нового стиля одежды, отрицающего женственность. Беспокойство мужской половины, столкнувшееся с женской эмансипацией, и неожиданный выход на первый план идей Фрейда сильно повлияло на существующие идеалы людей. Чувственность постепенно исчезла с картин. Художники изображали женское тело, используя геометрические фигуры, например Пикассо и Буффе. Одновременно внимание общества сместилось в пользу стройной фигуры. С полнотой и ожирением, охватившим ряд стран и в первую очередь Америку, начали бороться. Кроме того, доктора признали, что излишек веса опасен для здоровья.