Если бы каждый автомобилист начал практиковать Йогу, то дорожные происшествия, вызванные человеческими ошибками, резко сократились бы. Даже несчастные случаи из-за механических неполадок были бы снижены. Это довольно смелое утверждение, но практически оно основано на простом здравом смысле. Водитель постоянно находится под умственным и психическим напряжением. Это вызывается тремя основными причинами.
1. Простая усталость от неудобного положения, в котором вам приходится находиться часто в течение длительного времени.
2. Напряжения, вызванные необходимостью постоянно напрягать внимание, стремление превзойти других водителей и раздражение, возникшее из-за тех водителей, которые, по вашему мнению, совершают глупые действия.
3. Напряжение, вызванное непрерывным шумом, который часто превышает допустимый уровень. Если кого-нибудь требуется убедить в серьезных проблемах человека, связанных с шумом, ему достаточно посетить Общество по борьбе с шумом. И тогда у него не останется сомнений в этом. Для того чтобы использовать преимущества Йоги в деле вождения автомобиля, необходимо, очевидно, начинать задолго 36 до того, как сядешь в машину. Одной из абсурдностей нашей жизни в настоящее время является комплекс мужественности в вождении автомашины. Это происходит потому, что мы верим, когда садимся в машину, что необходимо утвердить себя. Когда мы идем по улице и кто-нибудь лезет вперед и обгоняет нас, мы не думаем об этом, если только он не столкнется с нами. Но стоит только нам сесть в машину, как мы чувствуем немедленное оскорбление нашей мужественности (или женственности), если случится что-либо подобное. Очевидно, есть и такие водители, которые не возражают, чтобы их обгоняли, но хотя их напряженность несколько отличается от напряженности агрессивных водителей, она все-таки у дисциплинированных водителей остается примерно такой же силы. Спешка никогда не является оправданием для агрессивного воячдения автомобиля и редко является истинной его причиной, поскольку такая агрессивность редко позволяет сэкономить несколько секунд на коротком отрезке пути или минуту-другую при более длительной поездке. Даже на шоссе стоит остановиться для заправки, чтобы увидеть, что медленно движущийся легковой автомобиль или грузовик, который вы с прозрением обогнали за несколько миль отсюда, проезжает мимо вас. Нелегко заставить себя принять то, что я называю отношением Йоги к вождению.
Личная агрессивность подавляется с трудом, и для этого требуется сознательное усилие. Об этом я знаю лично: даже после значительной сознательной тренировки я все еще ловлю себя на нарушениях. Все равно надо проявить настойчивость, поскольку можно достигнуть не только безопасного вождения, но также закончить путешествие в гораздо лучшем состоянии духа, чем в других случаях. И снова разрешите мне подчеркнуть, что это не означает, что вы будете красться по-кошачьи или ползти, как черепаха. Это означает, что ясное, не напряженное сознание пе будет тратить времени на мелкую агрессивность и напряжение, а результатом будет то, что разум четко сосредоточится на той работе, которая предстоит, а именно в данном случае — на вождении своей автомашины четко и осторожно, а иногда и быстро, как уж вы предпочитаете. Это не означает, что вы никогда не нарушите закон, но такие нарушения не будут вызываться раздражением, мелкой агрессивностью или просто усталостью. Мое заявление, что даже происшествия от механических повреждений будут сокращены, основываются на том факте, что ясномыслящий и свободный от усталости человек, практикующий Йогу, создает такую готовность ума, которая позволит быстро справиться с критической ситуацией, возникающей при механических неполадках. Ни один аспект Йоги нельзя рассматривать в изоляции; так снова выходит на первый план понятие круга.
Как я уже говорил, подготовка Йоги к вождению начинается задолго до посадки в автомашину; эта подготовка включает изучение и применение ряда умственных и физических методов, описанных в этой книге. Таким образом можно научиться развивать правильное отношение к вождению автомобиля и становиться более способным преодолевать свою агрессивность и напряженность. После того, как это достигнуто, сознание хорошего самочувствия с лихвой компенсирует вам необходимость целеустремленности и остановки на обочине. Более того, путешествие станет приятнее, потому что цель достигается с меньшим или большим успехом без ненужной затраты умственной и физической энергии на такие пустяки, как дорожные условия или плохие водители. Но важен не только умственный настрой на вождение автомашины.
Берите с собой в путешествие свою Йогу. Даже управляя своей машиной, вы можете подзаряжать свои батареи точно так же, как это делает ваш автомобиль. Прежде всего не забывайте о дыхании. Упражнение на глубокое дыхание может выполняться во время поездки. При непрерывном движении по крайней мере резко поднимите свои плечи и затем опустите их. Это поможет расслабить мышцы и нервы на некоторое время. Вождение ночью и в сумерках вызывает особое напряжение. Опять же при остановке у светофора простое упражнение для глаз помогает снять напряжение с глаз. Очень полезна также поза «Лев», но практически ее трудно принять на виду у других водителей, так как они могут выскочить из своих машин и закатить вам оплеуху или даже вызвать скорую помощь, полагая, что у вас припадок!
При помощи глубокого дыхания, а также простых упражнений для шеи и глаз может быть снята острота напряжения, но при длительном путешествии рекомендуется съехать на обочину для короткого отдыха. После того как вы остановились, выключите двигатель, выйдите из машины и потянитесь («Простое потягивание» является идеальным), затем слова садитесь в машину, выпрямитесь и посидите спокойно некоторое время. Пусть напряжение и чувство спешки уйдут от вас. Расслабьте ноги и руки, кисти рук и ступни, корпус и плечи, лоб, глаза и рот. После этого полезно выполнить описанные выше упражнения для глаз, головы и плеч. Если у вас есть место, сядьте под углом к сидению и выполните упражнение по подъему рук. Эти упражнения имеют существенное значение для всех водителей, но, по моему мнению, они особенно важны для торговых агентов и путешественников, которым необходимо не только преодолевать усталость от вождения автомобиля, но еще и производить лично хорошее впечатление на окружающих, когда они выходят из машины. Усталый продавец — это плохой продавец.