Первая улыбка. На четвертой — шестой неделе жизни ребенок впервые начинает улыбаться в ответ на разговор. На втором месяце, особенно к концу, малыш, лежа на животе, может приподнимать голову и грудь; находясь в вертикальном положении, способен уже держать голову прямо. Однако в обоих случаях долго удерживать ее он еще не в состоянии. Двухмесячный ребенок умеет следить взором за передвигающимися перед глазами предметами, например яркой игрушкой, рассматривает висящие Открывается мир 125. перед ним игрушки, четко ориентируется на звук, — поворачивает голову, отыскивая источник звука. В этом же возрасте появляются робкие попытки держать руками небольшие предметы, произносить первые лепечущие звуки. Для нормального развития с малышом необходимо” постоянно общаться с первых недель жизни. Это только кажется, что он не реагирует на взрослых. В периоды бодрствования малыша матери или отцу надо стараться уловить и задержать на себе его взгляд, обращаться к нему, улыбаясь, с ласковой негромкой речью или песней,, показывать ему что-нибудь яркое, красивое, легко поглаживать, разминать мышцы теплыми сухими руками, брать на руки. Уже с трех недель и тем более на втором месяце жизни следует подвешивать к кроватке яркие игрушки на доступном для рук расстоянии. Это приучает малыша фиксировать взгляд, развивает руки. Целесообразно во-время бодрствования иногда включать музыку. Так как на втором месяце жизни ребенок может более или менее продолжительное время спокойно бодрствовать, надо, не теряя времени, начинать учить его… говорить. Конечно, слова и слоги произносить ему рано, но вот слушать эмоционально окрашенную, обращенную к нему речь малышу необходимо.
Старайтесь говорить с ребенком предметно, несложно, отчетливо, иногда произносить по слогам слова «мама», «баба», «дядя» и другие, подготавливая, таким образом, речевое подражание. Нелишне подчеркнуть, что такое общение-воспитание должно проходить на приятной для малыша эмоциональной основе. Ребенка предварительно следует подмыть, одеть в чистую теплую одежду, накормить. На третьем месяце жизни диапазон возможностей детей еще более увеличивается. Малыш узнает лицо своей матери! Он различает также постоянно находящиеся в-поле его зрения или часто появляющиеся перед ним предметы — яркие игрушки, бутылочку с молоком. Самостоятельно разыскивает взглядом окружающих. На ласкова обращенную к нему речь родителей радостно реагирует быстрыми, оживленными движениями ног и рук, улыбкой, короткими звуками. С интересом рассматривает детей. В три — три с половиной месяца малыш активно ищет источник неожиданно появившегося звука, особенно если это голос матери, для чего поднимает и поворачивает голову в разные стороны, в том числе и назад. Направление, откуда идет звук, определяет, как правило, безошибочно. Лежа на животе, трехмесячный ребенок способен, опираясь на предплечья, приподнять туловище, долго держать поднятую голову, иногда уже поворачиваться со спины на бок. Поднятый за туловище, твердо упираться ногами, которые при этом обычно бывают согнуты в тазобедренных суставах. Это следует использовать для укрепления мускулатуры ног. Но ставить малыша на ноги без поддержки под мышки до четырех — четырех с половиной месяцев нельзя.
СВЯЗЬ
ОБСЛЕДОВАНИЕ
НАРУШЕНИЯ
ДЫХАНИЕ
КРОВЬ
ЖЕЛТУХА
ОБМЕН
ИНФЕКЦИЯ
ТЕРАПИЯ
ФУНКЦИЯ
РЕБЕНОК