Дети рождаются беспомощными и зависимыми от своих родителей и это абсолютно нормально. А когда ребёнок подрос, он на физическом и психологическом уровне вполне может делать некоторые вещи самостоятельно: ходьба, бег, использовать столовые приборы, умывание, одевание. Часто бывает так, что дети не всегда хотят этим заниматься.
Имеется всего лишь два способа, которыми следует руководствоваться родителям, желающим научить своё дитя самостоятельности.
Способ первый: «Научить ребенка заниматься всем самостоятельно». Данное правило является ключевым. Дети рождаются абсолютно без навыков, у них есть лишь безусловные рефлексы. Всякие умения ребёнок получает и усваивает, взаимодействуя с родителями. Дети узнают что нужно делать с теми или иными предметами, наблюдая как эти предметы используют взрослые.
Достаточно важный момент, чтобы родители выступали не только в качестве наставников, но и помощников своему ребенку, участвуя в совместном действии. Дети нуждаются в том, чтобы взрослые сотрудничали с ними в делах, помогали в трудных моментах, подбадривали и хвалили. Родители не должны злиться на своего ребенка за разбитую чашку и тарелку, разлитое молоко, оторванные пуговицы. Ребенок и без того расстраивается этими неприятностями, не следует его упрекать, а лучше помочь ему успокоиться и дать возможность попробовать ещё один раз.
Умение аккуратно сложить игрушки, убрать после себя – важный момент, чтобы ребёнок стал самостоятельным. Если его приучить к аккуратной уборке своих игрушек, то он сможет запомнить, что наводить порядок дома – это так же важно, как, к примеру, приём пищи. Когда дома все находится на своём месте, убрана пыль и чистая посуда, а занимается уборкой вся семья, то ребёнок начнёт ценить порядок, потому что родители показали, что они также порядком дорожат.
Способ второй: «Не делать вместо ребенка то, что он сможет сделать самостоятельно». С задачей, посильной его возрасту, ребенок справиться сам, при наличии желания.
С 1 года до 3 лет дети переживают особо важное время в своей жизни. За 2 года они совершают большой прыжок в развитии. Дети учатся заниматься всем сами: одеваться, справляться с шнурочками на обуви, кушать с помощью ложки, умываться и т.д. Но не всегда всё у них получается. Если на этих этапах у ребенка «опустятся руки», то дальше будет только труднее привыкать к самостоятельности.
Тут всё испортить могут сами родители. Спеша куда-то, они сами делают за ребёнка то, что у него не выходит, чтобы было быстро и аккуратно. К тому же, между делами, родители могут сказать, какой растяпа (неряха, неумеха, лентяй и т.д.) их ребенок. Подобное поведение родителей формирует у детей много комплексов и может стать причиной серьезной психологической проблемы.
Другая крайность, в которую впадают родители – это позиция «Сделай всё сам, ты уже большой!». Но маленький ребёнок еще не обладает качеством лени, поэтому, он не может сделать что-то правильно не из-за того что ему не хочется, а потому что просто не получается справиться с заданием.
Мотивация
Можно дать ребенку право выбирать, но в определённых границах. К примеру, предложить ему не «Желаешь ли ты сложить игрушки?», а «Желаешь ли ты сложить игрушки прямо сейчас либо после прогулки на улице?». В первом варианте по сути не предусматривается выбор. Даже если ребёнок не захочет убрать игрушки, то его заставят этим заняться. Он в недоумении, а зачем же задавать такой вопрос? Следует подчеркнуть, что второй способ предусматривает уборку игрушек при любом исходе, но ребёнок сам решает, когда ему удобно будет этим заняться. Таким способом он ощущает, что с его мнением считаются, его желания имеют значение.
Чтобы научить детей самостоятельности, необходимо дать им понять, что любые поступки влекут за собой свои последствия, а именно от ребёнка зависит какими они окажутся. Именно поэтому не нужно отбирать у детей соломинку, когда они пытаются кушать ею кашу. Они сами поймут, что это очень неудобно. Совершая самостоятельные действия, дети учатся не бояться ошибаться.
Если ребенок с чем-то пока не справляется самостоятельно, то не стоит огорчаться. Он может бросать ботинки, которые не удаётся одеть, бросаться одеждой и громко кричать. Родители должны научить ребёнка обращаться за помощью правильно, к примеру, произнеся фразу: «Помоги мне пожалуйста!». Но, не стоит тут же бежать делать все за него. Сначала необходимо дать ему возможность разобраться самостоятельно, только слегка подтолкнуть его к этому. Можно показать ребёнку как сопоставляются пуговицы с петельками, застегивая лишь одну, а дальше пусть попробует это сделать сам. Все старания вашего ребенка непременно нужно хвалить.
Кричать, шлепать ребёнка, взывать к его совести при попытках родителей научить его самостоятельности, всегда не эффективно. Приучая детей к самостоятельности, необходимо быть последовательным и спокойным. Наличие уверенности в собственных силах и терпеливость родителей непременно помогут ребёнку в освоении всех необходимых навыков.
Некоторые родители, для того, чтобы долго не ждать ребенка, стараются все делать за него, и прибираться, и одевать. Это неправильно и потом ребенку будет тяжело жить в нашем мире