Ползать раньше, чем сидеть. В этом же возрасте у детей формируется начальная, примитивная форма передвижения — ползание. Для развития ребенка ползание-имеет значение большее, чем способность сидеть, потому что тренирует мускулатуру рук, ног, спины, живота,, развивает весь опорно-двигательный аппарат. Надо вся- чески способствовать развитию этого умения: для стимуляции этого навыка матери надо чаще подставлять свои руки к подошвам лежащего на животе малыша, которые он использует как опору для движения, класть на некотором расстоянии от ребенка красивую яркую игрушку, к которой он будет стараться подползти. В семь месяцев правильно развивающийся ребенок «отвечает» на некоторые вопросы.
Например, если у него спрашивают: «Где окно?», в ответ он отыскивает его взглядом. Но находить он может только те предметы, которые постоянно бывают на одном месте. В этом возрасте малыш хорошо ползает, встает на четвереньки, пытается встать на ноги, держась руками за опору, продолжительно лепечет, заинтересованно, активно занимается игрушками. Восьмимесячный ребенок способен самостоятельно садиться и сидеть без поддержки, а из положения сидя — ложиться, вставать на йоги, придерживаясь за кроватку, стоять, переступать, поддерживаемый за ручки, играть в «ладушки», он может сам есть булку, держа ее в руке, пить из стакана, находящегося в руках матери, многократно и отчетливо произносить разные слоги, находить взглядом, в ответ на вопрос взрослого, известные ему объекты, игрушки, где бы они ни находились.
Имейте в виду, что когда ребенок пытается самостоятельно стоять и переступать, надо проявить максимум внимания, чтобы развитие этих двигательных навыков не сорвалось. Потому что, если малыш при этом упадет и больно ударится, следующие попытки будут сдерживаться чувством страха. В других случаях ребенок начинает позднее ходить в связи с тем, что его мышцы, связки, кости, суставы, то есть опорно-двигательный аппарат, недостаточно развиты. Если на девятом месяце жизни малыш еще не пытается самостоятельно вставать, переступать и вообще вял, малоподвижен, то он либо болен, либо весьма отстает в физическом развитии. Последнее чаще всего происходит по вине родителей, не уделявших младенцу с рождения достаточно внимания. Видимо, ему подолгу приходилось лежать в кроватке туго завернутым, не было возможности двигаться, ползать.