17 ноября 1991 года наиболее популярная американская телевизионная программа “60 минут” уделила двадцать минут времени статье под названием “Французский парадокс”. В ней говорилось, что французы проводят за столом значительное количество времени, употребляют на 30 % больше жира чем американцы, не занимаются физкультурой, пьют в десять раз больше вина и в действительности значительно здоровее, чем американцы. Усредненная кривая их веса ниже чем в любой Другой западной стране. Уровень риска смерти французов от 95 сердечно-сосудистых заболеваний самый низкий в мире после Японии. В действительности, программа CBS использовала материалы, собранные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) при выполнении исследования под названием “Моника”. Как удалось французам сократить на треть, по сравнению с американцами, опасность сердечно- сосудистых заболеваний, когда они делали прямо противоположное тому, что рекомендовалось по всей Америке?
Несколько смущаясь, ученые должны были признать, что этому явлению есть следующие объяснения:
—французы делают перерыв для еды;
—они едят три раза в день;
—они употребляют структурированную еду, т.е. три блюда различного состава;
—они употребляют больше овощей и фруктов, а следовательно больше клетчатки;
—они используют хорошие жиры (оливковое масло, подсолнечное масло, гусиный, утиный и рыбий жир);
—они пьют вино, особенно красное, и делают это регулярно. После появления программы “Французский парадокс”, которая привела к увеличению потребления вина и паштета из гусиной печенки в США, были проведены более разносторонние исследования. Они показали, что за идеал питания должна быть взята модель, которая всегда использовалась на Средиземноморье и которой следовала большая часть населения юга Франции. Означают ли результаты этих международных исследований, что французам остается лишь поглаживать себя по спине, совершенно не изменяя привычек питания? Ситуация во Франции действительно достаточно удовлетворительная, особенно в сравнении с Америкой, где она просто драматична. Но это не означает, что во Франции не происходит ухудшение ситуации. Статистические данные говорят о том, что в последние несколько лет средний вес молодежи во Франции значительно вырос (в течении 20 лет приблизительно на 15 %). Несколько лет назад медицинский журнал Le Quotidien du Medicin сообщил об исследовании, проведенном с молодыми солдатами. Результаты показали резкое увеличение числа солдат, имеющих более высокий уровень содержания холестерина. Двадцать лет назад число таких солдат составляло 5 %, а в момент проведения исследования их количество возросло до 25 %.
Поэтому явление “Французского парадокса” не было подтверждено нынешним и грядущим поколениями и для этого имеются серьезные причины. Нынешнее поколение отклоняет прошлое и меняет привычки питания. Под давлением рекламы молодежь без сопротивления приняла американскую модель, в которой кока кола и гамбургеры — единственный свет в окошке. Взрослые значительно более консервативны в привычках питания, которые основаны на глубоких традициях. Однако, и они под воздействием изменения стиля жизни, избыточной стандартизации агро-пищевой индустрии и влиянием рекламы, медленно меняют свои привычки. Когда мы анализируем виды современного питания, то видим, что они очень близки к тем, что используются в американской кулинарии: как говорят, гипергликемичны.
Продукты питания, которые доминируют в нашем обществе, в основном, следующие:
— белая мука во всех ее видах (белый хлеб, все виды булочек, сэндвичи, хот-доги, пицца, бисквиты, пирожные, крекеры, макаронные изделия, каши из хорошо очищенных злаковых культур, и т.д.);
— сахар в качестве добавок к фруктовым сокам и таким напиткам как кока-кола, а также в различных сладостях, в особенности, в шоколадках типа “марс”, “кет-кит” и т.д.;
— картофель, в основном, в его наихудшем виде: чипсы, хрустящий и жареный;
— европеизированый белый рис, употребление которого ведет к повышению гликемии, т.к. он варится в воде, которая затем сливается.