Центр специальной терапии, который предназначен для ведения младенцев с повышенным риском, как родившихся в большой больнице, так и поступивших из больниц, расположенных на обслуживаемой им территории, должен организовать проведение в жизнь обширной программы обучения высокого качества. Он должен обеспечить подготовку своих собственных медицинских сестер и медицинских сестер, работающих в других больницах, расположенных на обслуживаемой этим центром территории. Внутрислужебпые программы обучения должны начинаться с цикла лекций, посвященных основным вопросам перинатальной медицины, сочетающихся с обучением непосредственно у кроватки младенца, проводимым в различных секциях детского отделения. Для этой начальной фазы подготовки требуется по меньшей мере 3 мес.
Последующее обучение должно включать в себя периодические занятия, посвященные разбору случаев неправильных предлежаний плода и специальным предметам, таким, как основные принципы использования электричества и методы предупреждения опасности электрошока; демонстрация и практическое выполнение эндотрахеальной интубации с использованием моделей, специально созданных для этой цели, и обсуждение важных современных научных статей по изучаемой теме. Лекции и занятия проводятся лечащим врачом, аспирантами-неонатологами и старшей медицинской сестрой отделения или тем, кто специально назначен для этой цели. Детское отделение специальной терапии должно также принимать участие и в разработке программ повышенного типа, субсидируемых училищами, готовящими медицинских сестер, и в обучении учащихся этих училищ в соответствии с их учебным планом. Совершенно необходимо также проводить обучение и других работников детского отделения (санитарок, практических медицинских сестер). Эта часть программы должна выполняться главным образом клиническим наставником медицинских сестер отделения и штатным медицинским персоналом. Мы удовлетворены нашими еженедельными конференциями, посвященными социальным проблемам, которые проводятся под наблюдением работников социальной службы и посещаются студентами-медиками, интернами, аспирантами, медицинскими сестрами и лаборантами. На каждой из таких конференций обсуждаются факторы, касающиеся окружающей социальной среды, взаимоотношения внутри семьи и экономические проблемы семей конкретных младенцев.
Цель этих конференций оценка перед выпиской младенца из отделения условий, ожидающих его дома, и привлечение ресурсов общины для смягчения существующих в данной семье проблем. Нередко мы откладываем выписку младенца до тех пор, пока наши работники социальной службы не предпримут попытку уменьшить остроту проблем, которые могут угрожать здоровью младенца в домашних условиях. Медицинские 396 аспекты лечения, проводимого в больнице, связаны с домашними условиями, которые ожидают данного младенца после его выписки. Мы поощряем всех сотрудников отделения, свободных от дежурства, посещать эти конференции. Характер дискуссий во время этих конференций убедительно показывает важность сочетания общей терапии младенца с решением социальных вопросов. Лаборанты должны посещать все учебные занятия и лекции, проводимые для медицинских сестер. Благодаря этому лаборанты приобретают понимание важности их собственной роли в успешном функционировании всего отделения и клипического значения данных, которые они представляют врачам каждый день. Программы подготовки студентов-медиков, интернов и аспирантов являются частью учебного плана медицинских институтов. Отделение специальной терапии, полностью укомплектованное персоналом, должно также организовывать проведение переподготовки практических врачей. Хотя эти учебные программы должны по необходимости быть различными, поскольку опи предназначены для обучения сотрудников отделения всех категорий, все их объединяет то, что в каждой программе подчеркивается важная роль каждого сотрудника отделения в деле обеспечения полного выздоровления больного младенца.