Когда мы смотрим по телевидению рекламу продуктов питания, то удивляемся разнице в назойливых аргументах, используемых для рекламы продовольствия для людей и наших братьев меньших. Реклама продуктов литания для домашних животных, обычно, разворачивается по классическому сценарию. Сначала появляется сам производитель, поскольку ссылки на мнение профессионала укрепляют доверие к рекламе. Затем появляется животное, например, собака, мчащаяся по лугу, чтобы подчеркнуть ее жизненные силы.
Далее наше внимание привлекут к ее лоснящейся шерсти и блестящим глазам, демонстрирующим ее отличное здоровье. В конце появляется ветеринар и объясняет, что причина великолепного состояния животного в том, что хозяин кормит его кормом X, и он, как ученый смог убедиться в качестве этого корма. Хозяин перечисляет все необходимые питательные вещества, которые в этом корме содержатся: белки, витамины, минеральные соли, микроэлементы и клетчатка. Совсем другая картина возникает при рекламе продуктов питания для простых смертных. Акцент в рекламе делается исключительно на стоимость, упаковку или даже способы сохранения продуктов. Есть знаменитая французская реклама супа. В ней объясняется, что участник велогонки пришел последним только потому, что не смог выпить в пути чашку с рекламируемым супом. Сообщается, что именно этот суп, приготовление которого займет лишь несколько секунд, а вкусовые качества необыкновенно хороши и напоминают суп, который готовила ваша бабушка, принес успех другим участникам гонки.
В действительности, эта замена — фальшивая и никто не заботится о содержании питательных веществ (глюта-минов натрия, сахара, крахмала, консервантов, и т.д.) и отсутствии некоторых из них. Когда руководитель рекламной компании думает о создании нового рекламного ролика, его профессиональный опыт неизбежно приводит к использованию образов и символов, которые подсознательно воспринимает публика. Для чего перечислять питательные элементы рекламируемого продукта и восхвалять его достоинства, если публика к этому безразлична! В течение последней половины столетия наше общество благополучно забыло, что фактор питания необходим не только для нашего здоровья, но и для нашего выживания. Диетологи подчеркнули энергетические аспекты продуктов питания, но пищевая промышленность была в состоянии сконцентрироваться исключительно на экономических аспектах, которые стали возможными в связи с колоссальными достижениями технологии.
Мышление трансформировалось. Урбанизация, организация общества, работающие женщины и свободное времяпровождение в значительной степени модифицировали отношение индивидуума к продуктам питания. Блестящим подтверждением этого тезиса является американская модель. В США акт питания сведен до уровня удовлетворения физиологической потребности. Процесс принятия пищи равноценен походу в туалет. С таким отношением, к чему тратить деньги? Вот почему выбор продуктов, в первую очередь, обусловлен их ценой. Ответом рынка на это требование было создание “пищи, съедаемой на ходу” (fast food), типа “Макдональдс”, “Пиццы”, “Бургер кинг” и т.д. по цене блюда в 99 центов. Меньше доллара! В рамках рабочего дня, обед в Америке никогда не принимался во внимание. Вспомните комментарии к фильму Уолл Стрит: “обед — это для слабых и неспособных “. Официально его не существует. Именно по этой причине американцы едят на ходу или сидя на краю стола. Для врожденного француза принятие пищи принадлежит к другой категории. Еда — это часть жизненного ритуала, и даже если она необходима для поддержания жизни, это прежде всего способ хорошо провести время.
Принятие пищи — это посвящение в удовольствие, которое не должно быть опорочено, как это часто делается в более пуританском обществе. Кулинария и гастрономические традиции — это не просто фольклор, они — часть фундаментальной культуры Франции. Кулинария — это не приготовление еды, а искусство, которое имеет свои нюансы, отличительные черты и определенные географические различия. Кулинария и местные продукты являются частью национального достояния и коренные французы бессознательно гарантируют передачу этих традиций от поколения к поколению. Время обеда священно. Обеду отводится время, специально для него предназначенное. В провинциях офисы, магазины и местные администрации закрываются: большинство людей уходят домой, чтобы провести обед со своими семьями. Другие встречаются в кафетериях или столовых. Такая трапеза является важной частью самого существования, и к ней надо относиться как к реальному социальному институту.
Искусство жизни, без сомнения, связано с искусством принятия пищи. Именно по этой причине француз без колебаний истратит на это время и деньги.