Игрушка — вещь серьезная. В четыре месяца ребенок, даже находясь один во время бодрствования, часто улыбается, издает невнятные звуки. В ответ на ласковое обращение к нему отчетливо, громко смеется, висящие в кроватке игрушки сосредоточенно рассматривает. Берет и хорошо удерживает их в руках, тянет в рот, уверенно поворачивается со спины на бок, при поддержке за руки может сидеть. Однако не торопитесь сажать четырехмесячного малыша. К этому пока не готова его мускулатура. Следует подчеркнуть, что для маленького ребенка подвешенные над ним игрушки отнюдь не только забава, поэтому они должны висеть в кроватке — яркие, разные — как можно раньше. Разглядывая их, младенец учится фиксировать взор. Игрушки привлекают к себе внимание, малыш тянется к ним, захватывает, удерживает, что формирует координацию движения, укрепляет мускулатуру рук, развивает в целом.
К пяти месяцам жизни ребенок способен дифференцировать тон речи, обращенной к нему: ласковый, доброжелательный или резкий, грубый. Может отличать родителей и других общающихся с ним членов семьи от чужих людей. Находясь в радостном состоянии, продолжительное время «разговаривает-поет» — певуче гулит. В этом же возрасте дети могут уже сравнительно неплохо различать основные цвета и формы, способны разглядывать игрушки, вещи, находящиеся на очень близком расстоянии, что свидетельствует о развитой аккомодации глаз (свойстве воспринимать предметы с различного удаления). Пятимесячный безошибочно направляет руку и твердо берет протягиваемую ему игрушку, крепко и долго держит ее, способен, лежа лицом вниз, «отжаться», опираясь на выпрямленные руки, на ладони, уверенно переворачиваться со спины на живот, стоять при поддержке-за руки, недолго переступать, поддерживаемый за туловище.