Глен Скорджи (Glen G. Scorgie) – профессор систематического богословия, этики, богословия кино и христианской духовности в Сан-Диего (США) – выступил на философско-богословском факультете УКУ с лекцией «Как встретить Бога в кинотеатре? Христианское осмысление фильмов».
Богослов по образованию, проф. Скорджи говорит, что давно понял, что всем, в том числе и богословам, нужно считаться с тем, что фильмы стали новым, глобальным языком человечества. В отличие от радио, они требуют полного внимания и сегодня стали одним из самых мощных «педагогов» общества и имеют огромное культурное влияние. «Открыто или завуалировано, фильмы демонстрируют на экране также и сакральное, содержат много «речей о Боге» (а также, возможно, речь самого Бога), а также обнажают правду о том, какие фундаментальные вопросы ставит перед собой человек», – говорит профессор.
По его мнению, богословие фильмов воспитывает искусство слушать и смотреть с пониманием, учиться чему-то новому, умение утверждать или, наоборот, критиковать. «То, чем занимаются специалисты по богословию фильмов, – это богословская оценка современной культуры», – убежден богослов.
Докладчик был не только делящимся своими академическими знаниями, но и опытом из педагогической практики и семейной жизни, который помогает понять, как действует фильм на человека. «Если вы говорите о фильмах, ваш собеседник может оказаться лучшим экспертом, чем вы, и это помогает строить диалог, потому что вы тогда не говорите из позиции силы, как это часто бывает в академической среде. Поэтому фильмы – это ненавязчивые точки для евангелизации или разговора о вере на равных», – убеждает Глен Скорджи.
Секрет воздействия фильмов заключается еще и в том, что они рассказывают истории, которые мы любим слушать. Фильмы, как правило, апеллируют к красоте, дают возможность отдохнуть от мыслей, а также, парадоксально, дают опыт потери и обретения себя и ощущение того, что мы – не одни. Профессор Глен Скорджи рассказал, как эти свойства фильмов могут становиться как большой благодатью, так и опасностью. «В истории христианства отношение к фильмам было очень разным. Оно варьировало от скорее негативного (уход, осмотрительность) к более позитивному и конструктивному (диалог, одобрение, или даже так называемая встреча с божественным через фильм)», – рассказал докладчик и оценил эти различные подходы. Он также поделился выработанными за годы практики критериям, по которым можно отличить действительно стоящий фильм, ведь принцип «мы есть то, что мы потребляем» актуален и для киноманов.
Интерактивная лекция включала также возможность увидеть отдельные сцены из фильмов и обсудить их с соседом. В конце профессор Скорджи наглядно показал свой метод богословия фильмов на основе отрывков из кинолент «Крестный отец», «Проклятый путь», и «Матч-пойнт». Он мастерски продемонстрировал, как эти фильмы раскрывают тему силы последствий зла (расплаты за грех), а также возможности их избежать. Эти фильмы дают различные перспективы на вознаграждение и наказание, понятие справедливости, а также на надежду прорвать цепь зла там, где, на первый взгляд, оно детерминирует все.