Хотя данных о влиянии разделения на мать и новорожденного недостаточно, в настоящее время мы все же располагаем результатами нескольких экспериментов, поставленных на животных, и результатами ряда исследований, выполненных в детских отделениях больниц. Исследования, проведенные на животных, показали, что раннее разделение матери и младенца оказывает пагубное воздействие на последующие взаимоотношения между ними.
Например, в тех случаях, когда ягнят отделяли от матерей сразу после их рождения, а затем через несколько часов соединяли с матерью, овцы пли были не в состоянии, или не хотели узнавать свой приплод. Некоторые овцы принимались кормить своих ягнят наряду с чужими, а иные из овец бодали своих ягнят и прогоняли их прочь. Среди мышей и крыс полного отторжения своего отделенного на время потомства не наблюдалось, но свои материнские обязанности эти животные выполняли в таких случаях менее искусно. В противоположность этому, если ягнят оставляли вместе с их матерями в течение 4 дней после рождения и лишь после этого на время отделяли друг от друга, овцы с ягнятами всегда принимали их обратно и вели себя по отношению к ним как нормальные матери.
Эти результаты, по-видимому означают, что для многих видов животных физический контакт матери со своим потомством непосредственно после родов является необходимым условием для развития нормального материнского отношения к этому потомству. Существует ли подобный критический период у людей, можно только гадать, но результаты недавно выполненного исследования заставляют предположить такую возможность. В ходе этого исследования группе матерей била позволено иметь разное число физических контактов с их младенцами в течение пеонатального периода.
Через месяц окончательные результаты показали, что те матери, которые имели Наиболее частые контакты с детьми, были более чувствительны к нуждам своих младенцев. Эти матери также прилагали наибольшие усилия для того, чтобы удовлетворить потребность своих младенцев. Как у животных, так и у человека физическое прикосновение матери и младенца друг к другу, по-видимому, играет очень ваянную роль в установлении взаимоотношений между ними. Женщина сначала пользуется прикосновением к своему ребенку, чтобы познакомиться с ним, а в дальнейшем она использует прикосновение для выражения своей любви к ребенку. Она изучает тело своего младенца, прикасаясь к нему кончиками пальцев, постепенно начиная использовать для этого руки целиком, и в конце концов заключает его в объятия, прижимая его к своему телу. Матери недоношенных младенцев, будучи отделены от своих детей сразу после рождения, часто испытывают затруднения в осознании того факта, что они имеют ребенка. Непосредственный зрительный контакт женщин с их детьми, по-видимому, играет очень важную роль в установлении материнской привязанности. Подобным же образом, по-видимому, развитию материнской любви обязательно должно предшествовать активное участие матери в уходе за младенцем и ощущение удовлетворения от контакта с ним. Длительное физическое разделений матери и ребенка мешает естественному развитию этого процесса.